Терминология


Терминология

Диверге́нтное мышление (от лат. divergere – расходиться) — метод творческого мышления, применяемый обычно для решения проблем и задач. Заключается в поиске множества решений одной и той же проблемы.

Исследованиями дивергентного мышления занимались Э.П. Торранс, Д. Гилфорд, К. Тейлор, Г. Груббер, И. Хайн, А. Б. Шнедер, Д. Роджерс.

Дополняется конвергентным мышлением.
Конвергентное мышление (от лат. cоnvergere сходиться) основано на стратегии точного использования предварительно усвоенных алгоритмов решения определенной задачи, т.е. когда дана инструкция по последовательности и содержанию элементарных операций по решению этой задачи.
Существуют специальные тесты дивергентных способностей, например, тест компании Gestalt and Jackson's: испытуемому нужно найти как можно больше способов применения таких предметов, как кирпич, кусок картона, ведро, веревка, картонный ящик, полотенце.  http://ru.wikipedia.org/wiki/Дивергентное_мышление  

Дивергентное мышление — творческое, оригинальное мышление. Характеризуется отсутствием стереотипов, выходом за рамки привычного, поиском нового. При таком мышлении при одной поставленной задаче или проблеме возникает множество решений. Противоположность такого мышления — конвергентное мышление. Оно направлено на поиск одно — единственного верного решения. В этом случае используется некая последовательность действий, усвоенная ранее. Дивергентное мышление является основой творчества. http://festival.1september.ru/articles/608230/

Методы дивергентного мышления
- ТРИЗ: метод мозгового штурма, системный оператор;
- мышление под прямым углом;
- метод фокальных объектов;
- «ладошка Вира»;
- ромашка Блума;
- составление карты памяти (интеллектуальная карта);
- проектная деятельность

Педагогическая техника, реализуемая через приёмы, базируется на определённых принципах:
Принцип свободы выбора. В любом обучающем или управляющем действии, где только возможно, необходимо предоставлять право выбора. С одним важным условием – право выбора всегда уравновешивается осознанной ответственностью за свой выбор.
Принцип открытости. Необходимо не только давать знания, но ещё и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса.
Принцип деятельности. Нужно организовать освоение учениками знаний, умений, навыков, смыслов преимущественно в форме деятельности. Чтобы знание становилось инструментом, ученик должен с ним работать.
Принцип обратной связи. Необходимо регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приёмов обратной связи. Чем более развита система – техническая, экономическая, социальная или педагогическая, - тем больше в ней механизмов обратной связи.
Принцип идеальности. Идеальность – одно из ключевых понятий решения изобретательских задач. Необходимо максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе образования.


                                      




 




Комментариев нет:

Отправить комментарий