Это интересно


   Конвергентное и дивергентное мышление по Джою Гилфорду

Джой Гилфорд издал книгу: Природа человеческого интеллекта / The Nature of Human Intelligence, где ввёл условные понятия конвергентного и дивергентного мышления (строго говоря, эти термины он употреблял раньше – ещё в 1959 году – Прим. И.Л. Викентьева).
Под конвергентным («сходящимся») мышлением понимается поиск единственного решения.
«Если говорить коротко, под конвергентным мышлением понимается линейное, логическое (дискурсивное) мышление, предполагающее одно-единственное правильное решение проблемы. Именно этот тип мышления ассоциируется с ай-кью и классическим методом преподавания».
Гарри Алдер, CQ, или мускулы творческого интеллекта, М., «Фаир-пресс», 2004 г., с. 40.
Под дивергентным («расходящимся») мышлением понимается «веерообразный» поиск по всем направлениям,  часто  приводящий к оригинальным решениям. Джой Гилфорд писал: «Под креативностью следует понимать способность отказываться от стереотипных способов мышления. Основой креативности является дивергентное мышление…»
«Дивергентное мышление против всякой однозначности, «чёрно-белых» истин. Ему чужды мертвящие, абстрактные схемы. «Дивергентный» ум нацелен на поиск инновационных путей, нетрадиционный идей. В литературе, адресованной массовому читателю, ближайшей параллелью дивергентному мышление является понятие горизонтального мышления».
Гарри Алдер, CQ, или мускулы творческого интеллекта, М., «Фаир-пресс», 2004 г., с. 40.
Понятие дивергентного мышления использовалось Джоем Гилфордом для создания тестов творческих способностей, где учитывались как число сформулированных испытуемым идей, так и степень их редкости по сравнению с ответами других испытуемых...
Разделение мышления на конвергентное и дивергентное мышление стало популярным и  получило множество интерпретаций – не всегда продуманных (!) – у других Авторов.
Вот одна из них:
Конвергентное мышление
 Дивергентное мышление
Исследовать
Судить
Наблюдать
Оценивать
Воображать
Анализировать
Изобретать
Классифицировать
Мечтать
Сравнивать
Преувеличивать
Выбирать
Провоцировать
Избегать лишних растрат
Ассоциировать
Просчитывать
Моделировать
Планировать
Комбинировать
Решать
Будоражить
Выбирать
Визуализировать
Определять
Сомневаться
Организовывать

Люк де Брабандер, Забытая сторона перемен. Искусство создания инноваций, М., «Претекст», 2008 г., с. 117.

Тест Гилфорда (изучение творческого мышления)
Психодиагностика психолога в школе -  Диагностика интеллектуального развития
Данный тест направлен на изучение креативности, творческого мышления для детей возрастной группы от 5 до 15 лет.
Исследуемые факторы:
1) Беглость (легкость, продуктивность) — этот фактор характеризует беглость творческого мышления и определяется общим числом ответов.
2) Гибкость — фактор характеризует гибкость творческого мышления, способность к быстрому переключению и определяется числом классов (групп) данных ответов.
3) Оригинальность — фактор характеризует оригинальность, своеобразие творческого мышления, необычность подхода к проблеме и определяется числом редко приводимых ответов, необычным употреблением элементов, оригинальностью структуры ответа.
4) Точность — фактор, характеризующий стройность, логичность творческого мышления, выбор адекватного решения, соответствующего поставленной цели.

Большинство тестов являются модификацией тестов Гилфорда или Торренса.
Время проведения процедуры — около 40 минут.
Тесты предназначены для возрастной группы от 5 до 15 лет. С детьми от 5 до 8 лет процедура проводится в индивидуальной форме. С возрастной группой от 9 до 15 лет работа с тестами проводится в групповой форме (возможно проведение и в индивидуальной форме).
Следует отметить, что субтест 3 (слова или выражение) имеет две модификации, одна модификация — слова — предназначена для детей от 5 до 8 лет, вторая модификация — выражение — предназначена для детей 9—15 лет.

Субтест 1. Использование предметов (варианты употребления)
Задача: Перечислить как можно больше необычных способов использования предмета.
Инструкция для испытуемого: "Газета используется для чтения. Ты же можешь придумать другие способы ее использования. Что из нее можно сделать? Как ее можно еще использовать? "   Инструкция зачитывается устно.
Время выполнения субтеста — 3 мин.
При индивидуальной форме проведения все ответы дословно записываются психологом. При групповой форме проведения ответы записывают сами испытуемые. Время засекается после прочтения инструкции.

Субтест 2. Последствия ситуации
Задача: Перечислить различные последствия гипотетической ситуации.
Инструкция для испытуемого: "Вообрази, что случится, если животные и птицы смогут разговаривать на человеческом языке"
Время выполнения субтеста — 3 минуты.

Субтест 3а. Слова
Модификация для детей 5—8 лет.
 Субтест проводится индивидуально.
Задача: Придумать слова, которые начинаются или оканчиваются определенным слогом.
Инструкция для испытуемого:1 часть. "Придумай слова, которые начинаются на слог «по», например «полка»"
На ответ дается 2 минуты.
2 часть. "Придумай слова, которые оканчиваются слогом «ка», например  «сумка»"
На ответ дается 2 минуты.
Время выполнения всего субтеста — 4 минуты.

Субтест 4. Словесная ассоциация
Задача: Привести как можно больше определений для общеупотребительных слов.
Инструкция для испытуемого: "Найди как можно больше определений для слова «книга». Например: красивая книга. Какая еще бывает книга? "
Время выполнения субтеста — 3 минуты.

Субтест 5. Составление изображений
Задача: Нарисовать заданные объекты, пользуясь определенным набором  фигур.
Инструкция для испытуемого: "Нарисуй определенные объекты, пользуясь следующим набором фигур: круг, прямоугольник, треугольник, полукруг.
Каждую фигуру можно использовать несколько раз, менять ее размеры и положение в пространстве, но нельзя добавлять другие фигуры или линии.
В первом квадрате нарисуй лицо, во втором — дом, в третьем — клоуна, а в четвертом — то, что ты хочешь. Подпиши четвертый рисунок". Длина стороны квадрата — 8 см (для тестового бланка). Испытуемому предъявляется набор фигур и образец выполнения задания — лампа.
Время выполнения всех рисунков — 8 минут
.
Субтест 6. Эскизы
Задача: Превратить в различные изображения одинаковые фигуры (круги), приводимые в квадратах.
Инструкция для испытуемого: "Добавь любые детали или линии к основному изображению так, чтобы получились различные интересные рисунки.
Рисовать можно как внутри, так и снаружи круга. Подпиши название к каждому рисунку"
Тестовый бланк — это лист стандартной бумаги (формат А4), на котором изображено 20 квадратов с кругом посередине. Размеры квадрата 5 x 5 см, диаметр каждого круга — 1,5 см.
Время выполнения задания — 10 минут.

Субтест 7. Спрятанная форма
Задача: Найти различные фигуры, скрытые в сложном, малоструктурированном изображении.
Инструкция для испытуемого: "Найди как можно больше изображений на этом рисунке. Что нарисовано на этой картинке? "
Время выполнения субтеста — 3 минуты.
Стимульный материал: всего четыре различных рисунка. Предъявлять следует только один рисунок. Остальные даны для того, чтобы можно было провести повторное тестирование в другое время.




Комментариев нет:

Отправить комментарий