Конвергентное и дивергентное мышление по Джою Гилфорду
Джой Гилфорд издал книгу: Природа
человеческого интеллекта / The Nature of Human Intelligence, где ввёл условные
понятия конвергентного и дивергентного мышления (строго говоря, эти термины он
употреблял раньше – ещё в 1959 году – Прим. И.Л. Викентьева).
Под конвергентным («сходящимся»)
мышлением понимается поиск единственного решения.
«Если говорить коротко, под
конвергентным мышлением понимается линейное, логическое (дискурсивное)
мышление, предполагающее одно-единственное правильное решение проблемы. Именно
этот тип мышления ассоциируется с ай-кью и классическим методом преподавания».
Гарри
Алдер, CQ, или мускулы творческого интеллекта, М., «Фаир-пресс», 2004 г., с.
40.
Под дивергентным («расходящимся»)
мышлением понимается «веерообразный» поиск по всем направлениям, часто
приводящий к оригинальным решениям. Джой Гилфорд писал: «Под
креативностью следует понимать способность отказываться от стереотипных
способов мышления. Основой креативности является дивергентное мышление…»
«Дивергентное мышление против всякой
однозначности, «чёрно-белых» истин. Ему чужды мертвящие, абстрактные схемы.
«Дивергентный» ум нацелен на поиск инновационных путей, нетрадиционный идей. В
литературе, адресованной массовому читателю, ближайшей параллелью дивергентному
мышление является понятие горизонтального мышления».
Гарри
Алдер, CQ, или мускулы творческого интеллекта, М., «Фаир-пресс», 2004 г., с.
40.
Понятие дивергентного мышления
использовалось Джоем Гилфордом для создания тестов творческих способностей, где
учитывались как число сформулированных испытуемым идей, так и степень их
редкости по сравнению с ответами других испытуемых...
Разделение мышления на конвергентное и
дивергентное мышление стало популярным и
получило множество интерпретаций – не всегда продуманных (!) – у других
Авторов.
Вот одна из них:
Конвергентное
мышление
|
Дивергентное мышление
|
Исследовать
|
Судить
|
Наблюдать
|
Оценивать
|
Воображать
|
Анализировать
|
Изобретать
|
Классифицировать
|
Мечтать
|
Сравнивать
|
Преувеличивать
|
Выбирать
|
Провоцировать
|
Избегать
лишних растрат
|
Ассоциировать
|
Просчитывать
|
Моделировать
|
Планировать
|
Комбинировать
|
Решать
|
Будоражить
|
Выбирать
|
Визуализировать
|
Определять
|
Сомневаться
|
Организовывать
|
Люк
де Брабандер, Забытая сторона перемен. Искусство создания инноваций, М.,
«Претекст», 2008 г., с. 117.
Тест
Гилфорда (изучение творческого мышления)
Психодиагностика психолога в школе
- Диагностика интеллектуального развития
Данный тест направлен на изучение
креативности, творческого мышления для детей возрастной группы от 5 до 15 лет.
Исследуемые факторы:
1) Беглость (легкость, продуктивность) —
этот фактор характеризует беглость творческого мышления и определяется общим
числом ответов.
2) Гибкость — фактор характеризует
гибкость творческого мышления, способность к быстрому переключению и
определяется числом классов (групп) данных ответов.
3) Оригинальность — фактор характеризует
оригинальность, своеобразие творческого мышления, необычность подхода к
проблеме и определяется числом редко приводимых ответов, необычным
употреблением элементов, оригинальностью структуры ответа.
4) Точность — фактор, характеризующий
стройность, логичность творческого мышления, выбор адекватного решения,
соответствующего поставленной цели.
Большинство тестов являются модификацией
тестов Гилфорда или Торренса.
Время проведения процедуры — около 40
минут.
Тесты предназначены для возрастной
группы от 5 до 15 лет. С детьми от 5 до 8 лет процедура проводится в
индивидуальной форме. С возрастной группой от 9 до 15 лет работа с тестами
проводится в групповой форме (возможно проведение и в индивидуальной форме).
Следует отметить, что субтест 3 (слова
или выражение) имеет две модификации, одна модификация — слова — предназначена
для детей от 5 до 8 лет, вторая модификация — выражение — предназначена для
детей 9—15 лет.
Субтест 1. Использование предметов
(варианты употребления)
Задача: Перечислить как можно больше
необычных способов использования предмета.
Инструкция для испытуемого: "Газета
используется для чтения. Ты же можешь придумать другие способы ее
использования. Что из нее можно сделать? Как ее можно еще использовать?
" Инструкция зачитывается устно.
Время выполнения субтеста — 3 мин.
При индивидуальной форме проведения все
ответы дословно записываются психологом. При групповой форме проведения ответы
записывают сами испытуемые. Время засекается после прочтения инструкции.
Субтест 2. Последствия ситуации
Задача: Перечислить различные
последствия гипотетической ситуации.
Инструкция для испытуемого:
"Вообрази, что случится, если животные и птицы смогут разговаривать на
человеческом языке"
Время выполнения субтеста — 3 минуты.
Субтест 3а. Слова
Модификация для детей 5—8 лет.
Субтест проводится индивидуально.
Задача: Придумать слова, которые
начинаются или оканчиваются определенным слогом.
Инструкция для испытуемого:1 часть.
"Придумай слова, которые начинаются на слог «по», например «полка»"
На ответ дается 2 минуты.
2 часть. "Придумай слова, которые
оканчиваются слогом «ка», например
«сумка»"
На ответ дается 2 минуты.
Время выполнения всего субтеста — 4
минуты.
Субтест 4. Словесная ассоциация
Задача: Привести как можно больше
определений для общеупотребительных слов.
Инструкция для испытуемого: "Найди
как можно больше определений для слова «книга». Например: красивая книга. Какая
еще бывает книга? "
Время выполнения субтеста — 3 минуты.
Субтест 5. Составление изображений
Задача: Нарисовать заданные объекты,
пользуясь определенным набором фигур.
Инструкция для испытуемого:
"Нарисуй определенные объекты, пользуясь следующим набором фигур: круг,
прямоугольник, треугольник, полукруг.
Каждую фигуру можно использовать
несколько раз, менять ее размеры и положение в пространстве, но нельзя
добавлять другие фигуры или линии.
В первом квадрате нарисуй лицо, во
втором — дом, в третьем — клоуна, а в четвертом — то, что ты хочешь. Подпиши
четвертый рисунок". Длина стороны квадрата — 8 см (для тестового бланка).
Испытуемому предъявляется набор фигур и образец выполнения задания — лампа.
Время выполнения всех рисунков — 8 минут
.
Субтест 6. Эскизы
Задача: Превратить в различные
изображения одинаковые фигуры (круги), приводимые в квадратах.
Инструкция для испытуемого: "Добавь
любые детали или линии к основному изображению так, чтобы получились различные
интересные рисунки.
Рисовать можно как внутри, так и снаружи
круга. Подпиши название к каждому рисунку"
Тестовый бланк — это лист стандартной
бумаги (формат А4), на котором изображено 20 квадратов с кругом посередине.
Размеры квадрата 5 x 5 см, диаметр каждого круга — 1,5 см.
Время выполнения задания — 10 минут.
Субтест 7. Спрятанная форма
Задача: Найти различные фигуры, скрытые
в сложном, малоструктурированном изображении.
Инструкция для испытуемого: "Найди
как можно больше изображений на этом рисунке. Что нарисовано на этой картинке?
"
Время выполнения субтеста — 3 минуты.
Стимульный материал: всего четыре
различных рисунка. Предъявлять следует только один рисунок. Остальные даны для
того, чтобы можно было провести повторное тестирование в другое время.
Комментариев нет:
Отправить комментарий